Дмитро Чикуров
11 записи

На поле крови. Трагедия сильного человека, который хотел жить

0

«На полі крові» в исполнении Украинского драматического театра «Гайдамаки ХХІ століття» . Впечатления от увиденного.

На полі крові

На полі крові. Фото poltava365.com

Ровно три недели я всё думал, писать или не писать про этот спектакль. Но, никак «не отпускало». Зацепило, сильно зацепило. Поэтому пробую написать свою первую рецензию, само собой, субъективную. Это моя точка зрения, она может быть отличной от вашей.

Итак, 7 декабря в Полтаве Украинский драматический театр «Гайдамаки ХХІ століття» давал спектакль «На полі крові» по одноименному драматическому этюду Леси Украинки. Попал я на постановку совершенно случайно, знакомые дали билет. В театры я не особый любитель ходить. Мне всё время чего-то в них не хватает. Местечковость какая-то. А, может, просто не попадал на «крутые вещи». Но, раз уже пришел, то надо смотреть.

Сейчас, для тех, кто не читал произведение поэтессы-атеистки, опишу кратко суть, чтобы ввести в курс дела. Леся Украинка предлагает свой взгляд на историю предательства Иуды. Здесь он, продав Христа, не повесился, а за полученные 30-ть серебренников купил себе надел бесплодной каменистой земли рядом с Иерусалимом.  Тут и происходит всё действие. Основные герои: Иуда и старик-паломник. Иуда, как одержимый, мотыгой колупает землю, к нему подходит богомолец, просит воды. А дальше уже и начинается философская, моральная и этическая беседа между ними. В процессе дискуссии, предатель Христа признается в своем деянии. Ну, а дальше, уже дело техники, паломник задает вопросы, а Иуда «изливает душу» про своё видение ситуации о содеянном  во всех гаммах чувств. Именно в этой беседе – вся суть. И, как кульминация, старик узнает, что Иуда целует Учителя перед тем, как его выдать.  Паломник проклинает предателя, кидает в него камень и уходит. Иуда стоит минуту, стиснув голову руками, потом хватает мотыгу и безумно продолжает ковырять свое «кровавое» поле…

Зал. Начинается спектакль. На сцене актеров еще нет. В углу Дмитрий Хорошун начинает музыкальный перфоменс. Интересно, настраивает на что-то необычное. Но, для меня, вступление было слишком длинным, слегка утомило…

На сцене Иуда палкой «безудержно и беспощадно» ковыряет землю, освобождая от камней. Руслан Гришко, режиссер и исполнитель роли предателя Пророка, настолько фанатично и неистово это делал на протяжении всего спектакля, что местами просто завораживало. Появляется старик-паломник (его играл Андрей Клименков), с посохом, в капюшоне, еле шкандыбает. Просит у Иуды воды. И тут началось. Я погрузился в действие. Отвратительный, мерзкий и такой магнитый голос старикашки меня просто купил.

Пошла история, актеры меня просто погрузили в неё. Я слушал и старался ничего не пропустить. Началась трагедия. Общались обычный человек и его Совесть. Человек прекрасно понимал, что поступил очень плохо, и это его просто разрывало. Иуда старался оправдаться, местами привирать, но основное, что он хотел донести – изначально предали его…

– Ходіть до мене…я заспокою вас… я вас потішу…

И он пошел, он бросил всё, он поверил. Он поверил, что вот-вот получит свой душевный покой. То, что будет сейчас, а не далекий загробный мир и царство божие. Иуда как агнец последовал за Учителем…

А старик своими вопросами все бередил и бередил грешную душу несчастного человека. В ходе спектакля прямо чувствовалось, что он его загоняет как загнанного зверя. По-доброму, лаской, но конечный результат предсказуем.

На полі крові. Фото poltava365.com

На полі крові. Фото poltava365.com

«Лукавий! Маловіре!», – такие слова от Пророка вспоминает с обидой в голосе Иуда. Не слова поддержки, а обвинение.

– Слепорожденні! Дивляться й не бачать!

І все такі слова вразливі, гострі,

що краще б він уже налаяв просто,

ніж так пекти аж до живого серця.

И дальше в том же духе. Всё происходило по накопительной, пока не «упала последняя капля». Актеры Играли трагическое садомазо. Я даже слов особо не помню, я помню свои эмоции. Меня затянули в эту непрощенную боль человека.

– Що є товар? Як хто що зайве має,

той може те продати. От я мав

учителя, – як він зробився зайвим,

то я його продав.

Каждое действие рождает противодействие.

Ну, вот, почти и всё. Паломник-совесть вытягивал уже последнее. И правду, и мелкое вранье, и полуправду, и полувранье. Иудын поцелуй, которым он выдал своего Учителя. Поцелуй предателя. На этом старик «взорвался», кинул в собеседника камень и ушел, проклиная.

-Убий, заріж, втопи, продай, та хоч без поцілунків!

А Иуда остался ковырять палкой эту землю. Фанатично, безумно, с надрывом. Слабый оступившийся человек, который не справился с ситуацией и причинил боль, прежде всего, себе. Сильный оступившийся человек, который хочет жить и продолжает жить, не смотря ни на что. Паломник был ему фоном, фоном разобраться в себе, принять свой поступок, успокоить свою совесть. Принять это всё.

– Нічого в світі я не мав, крім нього…

Но, нет не вышло. Совесть его «добила» и не отпустила. Человека, которого предали – пообещали мечту, но она не оказалась реальностью. Человека, который предал и убил своего Учителя, в идеалы которого он, все равно, верил.

На полі крові. Фото poltava365.com

На полі крові. Фото poltava365.com

В этот момент на сцене появляется Учитель, несущий свой крест, в окружении стражников. Иуда в этот момент стонет и заламывает руки. У каждого свой «крест». Кому-то умереть. Кому-то жить с таким.

Пишу, как сам опять смотрю спектакль. Игра актеров меня заворожила. Меня вовлекли в действия, я находился внутри, я сопереживал, я проживал вместе с ними. Я – получил удовольствие от представления.

Позже, я сел и перечитал «На полі крові». Обычно, книги всегда лучше постановок. Но, бумажный вариант я абсолютно не воспринял. Для меня «На полі крові» Леси Украинки теперь будет точно ассоциироваться со спектаклем «Гайдамаков ХХІ століття».

19 червня 2018
18 червня 2018